НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
ПРИКАЗ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 04 апреля 2023 года № 232/551 "Об утверждении Порядка проведения итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования"
Приказ Минпросвещения России N 787, Рособрнадзора N 2089 от 11.11.2024 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2024 N 80515)
Приказ Минпросвещения России N 789, Рособрнадзора N 2091 от 11.11.2024 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2024 N 80512)
Советы психолога при подготовке к сдаче ГИА
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА) организуется и проводится:
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ).
- в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ), — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, лиц, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для экстернов, допущенных в текущем году к ГИА;
- в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, осваивающих образовательные программы основного общего образования;
- в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования (ОИВ), — для обучающихся образовательных организаций, изучавших родной язык из числа языков народов Российской Федерации (родной язык) и литературу народов России на родном языке из числа языков народов Российской Федерации (родная литература) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА на добровольной основе.
Для участия в Государственной итоговой аттестации необходимо подать
в образовательную организацию заявление с указанием выбранных учебных предметов до 1 марта (включительно).
Как участвовать в ГИА-9
К ГИА-9 допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку.
Выбранные участниками ГИА-9 учебные предметы, форма (формы) ГИА-9 и язык, на котором они планируют сдавать экзамены, а также сроки участия в ГИА-9 указываются ими в заявлениях.
Заявления об участии в ГИА-9 подаются до 1 марта включительно:
обучающимися — в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования;
экстернами — в образовательные организации по выбору экстернов.
Заявления подаются участниками ГИА-9 лично на основании документов, удостоверяющих личность, или их родителями (законными представителями) на основании документов, удостоверяющих личность, или уполномоченными лицами на основании документов, удостоверяющих личность, и доверенности.
Результаты
Сроки обработки экзаменационных работ и выдачи результатов ГИА-9
Обработка и проверка экзаменационных работ занимают не более десяти календарных дней.
Утверждение результатов ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения результатов проверки экзаменационных работ.
После утверждения результаты ГИА-9 в течение одного рабочего дня передаются в образовательные организации, а также органы местного самоуправления для ознакомления участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9.
Ознакомление участников ГИА-9 с утвержденными председателем государственной экзаменационной комиссии результатами ГИА-9 осуществляется в течение одного рабочего дня со дня их передачи в образовательные организации, а также органы местного самоуправления. Указанный день считается официальным днем объявления результатов ГИА.
Расписание ГИА-9
Досрочный период
22 апреля (вторник) — математика;
25 апреля (пятница) — русский язык;
29 апреля (вторник) — информатика, литература, обществознание, химия;
6 мая (вторник) — биология, география, иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), история, физика.
Резервные дни
12 мая (понедельник) — математика;
13 мая (вторник) — информатика, литература, обществознание, химия;
14 мая (среда) — биология, география, иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), история, физика;
15 мая (четверг) — русский язык;
17 мая (суббота) — по всем учебным предметам;
Основной период
21 мая (среда) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
22 мая (четверг) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский);
26 мая (понедельник) — биология, информатика, обществознание, химия;
29 мая (четверг) — география, история, физика, химия;
3 июня (вторник) — математика;
6 июня (пятница) — география, информатика, обществознание;
9 июня (понедельник) — русский язык;
16 июня (понедельник) — биология, информатика, литература, физика.
Резервные дни
26 июня (четверг) — русский язык;
27 июня (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
28 июня (суббота) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
30 июня (понедельник) — математика;
1 июля (вторник) — по всем учебным предметам;
2 июля (среда) — по всем учебным предметам;
Дополнительный период
2 сентября (вторник) — математика;
5 сентября (пятница) — русский язык;
9 сентября (вторник) — биология, география, история, физика;
12 сентября (пятница) — иностранные языки (английский, испанский, немецкий, французский), информатика, литература, обществознание, химия.
Резервные дни
17 сентября (среда) — русский язык;
18 сентября (четверг) — математика;
19 сентября (пятница) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
22 сентября (понедельник) — по всем учебным предметам (кроме русского языка и математики);
23 сентября (вторник) — по всем учебным предметам.
ОГЭ по всем учебным предметам начинается в 10.00 по местному времени.
Продолжительность ОГЭ
→ по литературе, математике, русскому языку составляет 3 часа 55 минут (235 минут);
→ по истории, обществознанию, физике, химии – 3 часа (180 минут);
→ по биологии, географии, информатике – 2 часа 30 минут (150 минут);
→ по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) (письменная часть) – 2 часа (120 минут);
→ по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) (устная часть) – 15 минут.
Участники экзаменов используют средства обучения и воспитания для выполнения заданий контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) в аудиториях пункта проведения экзаменов.
Допускается использование участниками ОГЭ следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
→ по биологии – линейка, не содержащая справочной информации (далее – линейка), для проведения измерений при выполнении заданий с рисунками; непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), при этом не осуществляющий функции средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступа к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – непрограммируемый калькулятор);
→ по географии – линейка для измерения расстояний по топографической карте; непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий;
→ по иностранным языкам – технические средства, обеспечивающие воспроизведение аудиозаписей, содержащихся на электронных носителях, для выполнения заданий раздела «Аудирование» КИМ; компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; аудиогарнитура для выполнения заданий, предусматривающих устные ответы;
→ по информатике – компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с установленным программным обеспечением, предоставляющим возможность работы с презентациями, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования;
→ по литературе – орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов; полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики;
→ по математике – линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования;
→ по русскому языку – орфографический словарь, позволяющий устанавливать нормативное написание слов;
→ по физике – линейка для построения графиков и схем; непрограммируемый калькулятор; лабораторное оборудование для выполнения экспериментального задания;
→ по химии – непрограммируемый калькулятор; комплект химических реактивов и лабораторное оборудование для проведения химических опытов, предусмотренных заданиями; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.
В день проведения ОГЭ на средствах обучения и воспитания не допускается делать пометки, относящиеся к содержанию заданий КИМ по учебным предметам.
Лицам, изучавшим родной язык из числа языков народов Российской Федерации и литературу народов Российской Федерации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации при получении основного общего образования, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.
ПРАВИЛА ВЫДАЧИ АТТЕСТАТОВ
АТТЕСТАТ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ | |
---|---|
ИТОГОВЫЕ ОТМЕТКИ | Обучающийся освоил образовательную программу основного общего образования, имеет оценки по всем предметам учебного плана не ниже «удовлетворительно» |
ГИА | Обучающийся набрал по сдаваемым предметам минимальное количество первичных баллов, установленное региональным органом исполнительной власти |
АТТЕСТАТ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ С ОТЛИЧИЕМ | |
ИТОГОВЫЕ ОТМЕТКИ | Обучающийся получил «отлично» по всем предметам учебного плана на уровне основного общего образования |
ГИА | Отличник с первого раза набрал минимальное количество первичных баллов |
Успешное прохождение Государственной итоговой аттестации по четырем учебным предметам.
С 1 сентября 2023 года вступил в силу Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 апреля 2023 года № 232/551.
УЧАСТНИКАМ С ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, образовательная организация оборудуется с учетом их индивидуальных особенностей.
Выпускники IX классов, являющиеся лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами, инвалидами, имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний — основной государственный экзамен или государственный выпускной экзамен.
Для определения необходимых условий проведения ГИА: выпускники с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должны предоставить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях; наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже наличие специальных кресел и других приспособлений.
Для участников ГИА с ОВЗ, для обучающихся на дому и обучающихся в медицинских организациях (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:
- присутствие ассистентов при необходимости, оказывающих техническую помощь, помогающих занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание;
- использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
- оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);
- привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
- оформление экзаменационных материалов, выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
- копирование экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии членов ГЭК в увеличенном размере;
- обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами; индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
- выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию».
Расписание проведения ГВЭ-9 и ГВЭ-11 в 2025 году
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей. ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме. При проведении экзамена в устной форме экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГИА уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса экзаменационного задания.
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.
Информация о сроках и местах подачи заявлений на сдачу государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по учебным предметам
ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по всем учебным предметам начинаются в 10.00 по местному времени.
Продолжительность ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по математике и русскому языку составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
Продолжительность ГВЭ-9 по биологии, литературе и обществознанию составляет 3 часа (180 минут); по информатике, истории, физике, химии, – 2 часа 30 минут (150 минут); по географии – 2 часа (120 минут); по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) – 1 час 30 минут (90 минут).
При проведении ГВЭ-9 в устной форме продолжительность подготовки ответов на вопросы заданий контрольных измерительных материалов (далее – КИМ) по математике составляет 1 час 30 минут (90 минут); по русскому языку и литературе – 1 час (60 минут); по географии – 50 минут; по информатике – 45 минут; по обществознанию, биологии и физике – 40 минут; по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский), истории, химии – 30 минут.
при проведении ГВЭ-11 в устной форме продолжительность подготовки ответов на вопросы заданий КИМ по математике составляет 1 час 30 минут (90 минут), по русскому языку – 1 час (60 минут).
Участники ГВЭ-9 и ГВЭ-11 используют средства обучения и воспитания для выполнения заданий КИМ в аудиториях пункта проведения экзаменов.
Для выполнения заданий КИМ допускается использование участниками ГВЭ-9 следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
по биологии – линейка, не содержащая справочной информации (далее – линейка);
по географии – непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение арифметических вычислений (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arccos, arctg), при этом не осуществляющий функции средства связи, хранилища базы данных и не имеющий доступа к сетям передачи данных (в том числе к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») (далее – непрограммируемый калькулятор); линейка; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий;
по информатике – компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с установленным программным обеспечением, предоставляющим возможность работы с презентациями, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования;
по литературе – полные тексты художественных произведений, а также сборники лирики;
по математике – линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования;
по русскому языку – орфографический и толковый словари, позволяющие устанавливать нормативное написание слов и определять значения лексической единицы;
по физике – непрограммируемый калькулятор; линейка для построения графиков и схем;
по химии – непрограммируемый калькулятор; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.
Для выполнения заданий КИМ в устной форме допускается использование участниками ГВЭ-9 следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
по географии – непрограммируемый калькулятор; географические атласы для 7-9 классов для решения практических заданий;
по иностранным языкам (английский, испанский, немецкий, французский) – двуязычный словарь;
по информатике – компьютерная техника, не имеющая доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», с установленным программным обеспечением, предоставляющим возможность работы с презентациями, редакторами электронных таблиц, текстовыми редакторами, средами программирования;
по истории – атласы по истории России для 6-9 классов для использования картографической информации, необходимой для выполнения заданий;
по математике – линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего образования;
по физике – непрограммируемый калькулятор; справочные материалы, содержащие основные формулы курса физики образовательной программы основного общего образования;
по химии – непрограммируемый калькулятор; Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; электрохимический ряд напряжений металлов.
Для выполнения заданий КИМ допускается использование участниками ГВЭ-11 следующих средств обучения и воспитания по соответствующим учебным предметам:
по математике – линейка для построения чертежей и рисунков; справочные материалы, содержащие основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования;
по русскому языку – орфографический и толковый словари для установления нормативного написания слов и определения значения лексической единицы.
Для выполнения заданий КИМ по математике в устной форме допускается использование участниками ГВЭ-11 линейки для построения чертежей и рисунков; справочных материалов, содержащих основные формулы курса математики образовательной программы основного общего и среднего общего образования.
В день проведения ГВЭ-9 и ГВЭ-11 на средствах обучения и воспитания не допускается делать пометки, относящиеся к содержанию заданий КИМ по учебным предметам.